О храме
Храм святителя Николая в Подкопаях, в Подкопаеве, или просто Николай Подкопай – один из многочисленных храмов Первопрестольной, посвященных Николаю Угоднику. Каких только нет среди них: и Николы в Пыжах, и в Звонарях, и на Болвановке. Когда-то был даже Никола на Курьих ножках. Однако наш Подкопаевский нам особенно близок и дорог. Расположенный поблизости от современной станции метро «Китай-город», он невелик, но уютен. В нем три престола: Казанской Божьей Матери, Святителя Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского.
О нашем храме
Жизнь храма можно уподобить горящей свече. Наша подкопаевская свеча загорелась в Белом городе, за Китайгородской стеной, почти шесть веков назад. В исторических источниках Никольский храм близ великокняжеской резиденции у основания Ивановской горки, упоминается, начиная с конца ХУ в. А переулок, в котором стоял храм, одно время так и назывался – Никольский. С течением времени внешний вид храма изменялся. В 1700 г. возвели уникальное изящное шестигранное завершение, которое и сейчас очень украшает храм. Спустя полвека на средства прихожан была построена колокольня, а при ней отдельно стоящая кладовая палата. Входили тогда в храм не так, как сейчас, со стороны Подкопаевского переулка – главный вход был южным и располагался в Подколокольном переулке. А названия-то какие чудесные: Подколокольный – значит явно под колоколами, к церковному звону прислушивается, а Подкопаевский почему – неизвестно. Только догадки всякие существуют. Одни связывают его с фамилией владельца соседнего двора, другие с глиняным карьером, а третьи – ни с чем иным, как с подкопом. Как бы то ни было, название закрепилось прочно, и не только за переулком. Подкопаевцам хорошо известны связанные с этим названием легенды. Одна из них так и называется Николай-Подкопай. Это очень необычная история.
В храме всегда в великом почитании была икона Святителя Николая. Церковной старостой в то время был богатый купец. Было у него свое правило: каждый день читал он акафист Святителю. Но вдруг: разорился купец. Приуныл он от такого испытания и стал горевать да с плачем Николая Угодника на помощь призывать.:?— Святителю, отче Николае, помоги! Почто ж ты меня оставил? Я ль тебе не веровал? Я ль тебе не молился и не служил? А теперь должен идти по миру...?И вот ночью после усиленной молитвы видит он сон: приходит к нему Святитель Николай и говорит:?— Я пришел помочь тебе за твою ко мне любовь и веру. На иконе моей, что в вашей церкви, риза золотая и много драгоценных каменьев: сними ризу с каменьями, продай их и начинай опять торговать; а как разживешься, сделай на икону новую ризу, чтоб была точь-в-точь как старая.?Купец смутился: не прелесть ли вражия.?— Как же,— говорит, — могу это сделать? Первое — это святотатство, а второе— как снять? Днем народ, а ночью храм заперт.?— А ты, — отвечает ему Святитель, — приди ночью, да под стену, что против моей иконы, и ПОДКОПАЙ, а в подкоп пролезь, да и сними ризу.?Проснулся купец; подушка вся мокрая от слез. Дивится сну: верить или не верить. Опять молится, плачет. И снова является ему во сне Святитель и опять говорит те же слова.?— Не могу,— отвечает купец, — в ворах я никогда не был.?— Воровства тут, — говорит Святитель, — никакого нет: икона моя, и ризе я хозяин; делай так, как я говорю.? И в третий раз явился Святитель во сне купцу и опять повторил приказание. И тогда решился купец поступить, как велел ему Святитель... А как встал купец в силу, приходит к батюшке настоятелю и говорит:?— Есть у меня усердие новую ризу на икону Святителя соорудить. Благословите... Как старую, в точности, с рисунками и каменьями, чтобы и отличить было нельзя от настоящей.?— Ну, к чему ж такую же точно??— Нет, уж благословите, как хочу: таково мое усердие.? Пришлось благословить. Поделали ризу... Стал мастер прилаживать новую ризу к иконе, а народ смотрит и удивляется: накладывают новую ризу на старую, а она точно такая же, как и старая, и старую не снимают; что такое — понять не могут... Когда стал народ подходить ко кресту, а купец встал около батюшки и около иконы и говорит:?— Обождите, батюшка, и благословите мне доброе слово сказать!?— Говори!?И поведал купец православным чудо, что сотворил ему Святитель Николай.?— Вижу, не верите вы мне. Ну, мастер, снимай с иконы твою ризу.?Тот снял, а под новой ризой-то старой нет... Что тогда в храме было?!..?С тех пор храм в Москве зовется НИКОЛАЙ ПОДКОПАЙ».
?Этот легендарный случай был записан замечательным духовным писателем Сергеем Нилусом со слов архимандрита Оптиной пустыни, о. Ксенофонта. Откуда оптинский старец слышал о Подкопаях, сказать трудно. Однако, доподлинно известно то, что примерно в это же время, т.е. спустя сотню с лишним лет назад протянулись ниточки из Оптиной к Подкопаевскому храму, и как-то сокровенно стала укрепляться духовная связь между старцами и общиной храма. Она очень поддержала молодых пастырей: иеромонаха Андрея (Эльбсона) и его верного сподвижника иерея Петра Петрикова, которые появились в храме в период гонений на Церковь, в 20-е годы, и которым суждено было принять мученические венцы в страшном 1937.
С их именами связана новая, послереволюционная страница истории Подкопаевского храма. Однако прежде чем раскрыть ее, следует вспомнить, что нового принес храму прожитый им ХIХ век. После войны с Наполеоном он стоял закрытым почти полвека, а потом вдруг пришло решение о передаче храма Александрийскому патриарху. Так и стал наш Подкопай Александрийским подворьем. Привели его тогда в надлежащее благолепие и снабдили всей необходимой утварью. В 1858 г. храм Свят. Николая в Подкопаях был освящен прославленным впоследствии в лике святых митрополитом Филаретом Московским и епископом Фиваидским Никанором. Через год придел в честь Казанской Божьей матери становится в храме главным. Вскоре с восточной стороны по линии улицы пристроили шатровую часовню. На этом и завершилось формирование ансамбля храма. Однако, испытаниям только суждено было начаться. Приближался ХХ век...
В тревожные послереволюционные 20-ые годы храму удалось избежать закрытия, благодаря тому, что в нем зарегистрировалась греческая община. Не удалось тогда затушить окончательно нашу подкопаевскую свечу. Через год после роспуска общины в 1926 г., не без промысла Божьего сюда, в Подкопаи, приходят чада оптинских старцев о. Андрей (Борис Яковлевич Эльбсон), сестры Мироновичи (Вера и будущая монахиня Любовь), а впоследствии и о. Петр Петриков, сплотившие вокруг себя единомышленников.
Пламя свечи вспыхивает, жизнь храма продолжается. Иеромонах Андрей принимает на свои плечи окормление монашеской женской общины, сестры которой становятся активными участницами жизни храма. О. Петр самоотверженно помогает ему в служении.
В 1931 г., когда священников и активных прихожан арестовали, над Подкопаем вновь нависла угроза закрытия. Однако, у храма вдруг появился новый защитник – за него начинает ходатайствовать не кто иной, как представитель Вселенского и Александрийского патриарха, архимандрит Синайской горы, о.Василиий Демаполо. Недавно стало известно, что митр. Сергий примерно в это же время командировал в Подкопаевский храм священника Дорогимоловского собора о. Иоанна Павловского. А дальше уже ничего не знаем. Не известно, добрался ли он в храм, не известно, когда в последний раз праздновалась Пасха в Подкопаях : в 1932 или 1933гг. Догорала наша Подкопаевская свеча.
Наступал 1937 год... Советская власть готовила беспощадную расправу с теми, кто не смирился с атеистической пропагандой. Прошедшие сквозь аресты и ссылки наши священники, о. Андрей и о. Петр, вместе с несколькими сестрами общины были вновь арестованы по делу бывшего настоятеля Чудова монастыря в Москве, архиепископа Арсения (Жадановского). Последовали семь месяцев заточения, допросов, пыток и ... страшные рвы Бутовского полигона.
ТАИНСТВО ЖИЗНИ НАРУШЕНО: ТЫ НЕ УГОДЕН – РАССТРЕЛ,
ВЗДРОГНУЛО С УЖАСОМ БУТОВО, СТАВ УСЫПАЛЬНИЦЕЙ ТЕЛ.
НЕТ НИ СЕСТРЫ И НИ МАТЕРИ, БЛИЗКОГО НЕТ НИКОГО.
ДУШУ ВОСПРИНЯЛИ АНГЕЛЫ – МИР ОПУСТЕЛ И ЗАМОЛК...
Вместе с пастырями в праздник Крестовоздвиженья были расстреляны две инокини, прихожанки Подкопаевского храма, Вера (Рожкова) и Валентина (Засыпкина). Келейница о. Петра Вера Миронович была сослана под Тынду, где умерла в 1941 г., до конца дней работая в лазарете медсестрой. На долгие десятилетия в бывшем Подкопаевском храме залег мрак, смешавшийся с вонью полиэтиленового завода, который здесь разместили.
В августе 2000 г. о. Петр Архиерейским Собором Русской Православной Церкви был прославлен в лике новомучеников и исповедников российских как священномученик Петр Подкопаевский. Его память совершается дважды: на следующий день после Крестовоздвиженья (28 сентября), а также в составе Собора новомучеников, в Бутове пострадавших, в четвертую субботу по Пасхе. Кровавые ужасы, слава Богу, ушли в прошлое. Возвращенный Церкви в 1991 г., храм Свт. Николая в Подкопаях восстанавливается и хорошеет, Дай Бог, чтоб нашими совместными усилиями крепла память об истории храма и его святых о подвижниках – наших молитвенниках!



Святыни храма

Главной святыней нашего храма является образ Николая Подкопаевского в молитве перед которым находится каждый входящий в храм. Силами прихожан был восстановлен утерянный облик святыни и по сей день мы не прекращаем украшать икону дорого нашему сердцу святого. Также не мало важным является образ почитаемой нами иконы Божией Матери Черниговская-Гефсиманская икона Божией Матери является списком с прославленной Черниговской-Ильинской иконы Божией Матери, которая находилась в Троицком Ильинском монастыре близ Чернигова, на Болдиной горе, где в XI в. некоторое время подвизался преподобный Антоний Печерский. Описанию чудес от этой иконы, начавшихся 16 - 24 апреля 1662 года, Святитель Димитрий Ростовский посвятил книгу "Руно Орошенное", заканчивая которую он писал: "Конец книжки, но не чудес Пресвятой Богородицы, ибо кто может их исчислить". Благодатная сила этой иконы проявилась и в ее списках.

Помимо этого в нашем храме храниться множество святых мощей угодников Божиих как тех, к кому мы обращаемся ежедневно в молитве, так и святых малоизвестных, но также чьего заступления мы просим находясь в храме.


Никольский придел

1. Мощи святителя Николая Чудотворца (находятся около нашей храмовой иконы);

2. Мощи святого мученика Вонифатия;

3. Мощи святых благоверных кн. Петра и Февронии;

4. Мощи Святой великомученицы Анастасии (Узорешительницы)

5. Мощи Преподобного Зосимы Палестинского

Первый ковчег (слева)

⁃ св. мч. Симплициан

⁃ св. мч. Витал, отец Гервасия и Протасия;

⁃ св. мч. Клет/Анаклет, Папа Римский

⁃ св. мч Касул /Кастулий/

⁃ сщмч. Дионисий Ареопагит

⁃ св. мч. Климент

⁃ св. мч. Фортунат

⁃ св.мч. Валенс

⁃ св.мч. Фавстин

⁃ св.мч. Александр

⁃ св.мч. Викентий

⁃ св.мч. Иуст

⁃ св.мч. Феодул

⁃ св.мч.Савин

⁃ св. мч. Феофил

⁃ св. мц. Колумба, дева

⁃ св.мч. Феликс

⁃ св.мц. Дигна

⁃ св. мч. Виталик

⁃ св. мч. Криспин

⁃ св. мч Плакидий

⁃ св. мч. Сергий

⁃ св. мч. Лаврентий

⁃ св.мч. Сатурнин

Второй ковчег (слева)

-Пеподобные старцы Оптинские

-преп. Лев Оптинский

-преп. Макарий Оптинский

-преп. Моисей Оптинский

-преп. Антоний Оптинский

-преп. Иларион Оптинский

-преп. Амвросий Оптинский

-преп. Анатолий Оптинский

-преп. Исаакий Оптинский

-преп. Иосиф Оптинский

-преп. Варсонофий Оптинский

-преп. Анатолий Оптинский

-преп. Нектарий Оптинский

-преп. Рафаил



Третий ковчег (слева)

⁃ св. мч. Проспер исповедник

⁃ св. мц. Юлия /старшая/

⁃ св. мч. Максим

⁃ св. мч. Богдан

⁃ св. мц. Секунда, со св. Урсулой пострадавшая

⁃ св. мч. Павлин Моланский

⁃ св. мч. Келестин Карфагенский

Сергиевский придел


1. Мощи преподобного Сергия Радонежского

2. Мощи преподобного Саввы Сторожевского

3. Мощи святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

4. Мощи святителя Луки (Войно-Ясенецкого)

5. Мощи святого апостола Андрея Первозванного

6. Мощи святителя Спиридона Тримифунтского


Направления работы
Молодежное обьединение "Подкопаевцы"

Молодежная работа является опорой для прихода. Участники объединения помогают на богослужениях в алтаре. Организуют праздники для прихожан и учащихся воскресной школы. Активной частью работы является подготовка к великим, двунадесятым и престольным праздникам. Молодежный клуб активно участвует в благотворительных и общественных, культурных мероприятиях. Организует флористические и творческие мероприятия. Также молодежь активно участвует в паломнических и туристических поездках.



Руководитель
Мохова Валерия Евгеньевна
Воскресная школа
Занятия воскресной школы проходят на территории подворья. Занятия проходят в просторном светлом помещении, оснащенном мультимедийным оборудованием, музыкальными инструментами и всеми необходимыми материалами; в библиотеке дети и взрослые смогут брать учебные пособия, методическую, религиозную и художественную литературу; также предусмотрены помещения для трапезы.
Принимаются дети в возрасте от 5 до 15 лет.
В программе воскресной школы помимо основных и творческих дисциплин предусмотрены паломнические и туристические поездки.

Директор воскресной школы
чтец Николай Шевчук
Миссионерская работа
Одним из основных направлений в миссионерскиой работе является окормление служащих Президентского полка. Несколько раз в неделю катехизатор нашего храма проводит лекции на базе полка, а в выходные и праздничные дни служащие полка посещают храм где участвуют в таинтсвах.
Социальная работа
Социальная работа в настоящее время направлена помощь беженцам и пострадавшим в ДНР и ЛНР. От храма осуществляется сбор и закупка детского питания, а затем направляется в необходимые пункты.

Священномученик Петр (Петриков) Подкопаевский

Новомученики храма Святителя Николая в Подкопаях — это священномученик о. Петр Петриков, настоятель храма иеромонах Андрей (Эльбсон) и две тайные монахини Валентина (Засыпкина) и Вера (Рожкова). Их арестовали вместе с другими членами общины по «делу» епископа Арсения (Жадановского), бывшего настоятеля Чудова монастыря в Кремле, в канун праздника Тройкой УНКВД они были приговорены к расстрелу по статье 58-10 УК РСФСР «за активное участие в контрреволюционной организации церковников-нелегалов». В праздник Воздвижения Креста Господня, 27 сентября 1937 г., приговор был приведен в исполнение на Бутовском полигоне.

Из них лишь двое достигли сорока лет: о. Андрей и Валентина. Все они ушли из жизни, до конца сохранив преданность Богу.

Миновали десятилетия. В июле 2002 г. о. Петр был прославлен Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в лике новомучеников и исповедников Российских А вблизи погребальных бутовских рвов в память о невинно убиенных был воздвигнут величественный храм Новомучеников и Исповедников Российских и сооружен высокий Поклонный крест — символ безмерного страдания и жертвенной любви. Для нас, прихожан Подкопаевского храма, четыре кровавые жертвы — наши молитвенники и наша живая память...

ЖИТИЕ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ПЕТРА ПОДКОПАЕВСКОГО

Священномученик Петр Петриков родился 19 января 1903 года в городе Можайске Московской губернии и во святом крещении был наречен во имя священномученика епископа Петра Адрианопольского, память которого Святая Церковь празднует 22 января старого стиля.


Отец его Сергей Петрович, крестьянин села Енкаева Тамбовской губернии, отслужив в армии, остался в Москве караульным сторожем, а выучившись, поступил конторщиком на Московско-Брестскую железную дорогу.

Начатки веры и доброе устроение души Петр воспринял от своей матери Татьяны Михайловны, самоотверженно его любившей и впоследствии в годы гонений разделившей с ним тяготы лагеря и ссылок.

В 1910 году Петр поступил во второй класс приходского училища при станции Батюшково Московско-Брестской железной дороги, где в то время служил его отец. В последующие годы Сергея Петровича переводили по службе на станции Вязьма, Кубинка, Мещерская, и вместе с ним со станции на станцию переезжала и вся семья.

В 1913 году Петр был определен в Можайское реальное училище и семь лет учебы в нем провел в отрыве от семьи, которая в конце 1912 года поселилась в Тучкове, где Сергей Петрович Петриков был назначен помощником начальника станции.

Петр рос благонравным и книжным отроком, учился с большим усердием и преуспевал в учении: из класса в класс переходил с наградами первой степени. У художника Ивана Лаврентьевича Горохова он учился живописи, писал очерки и стихи, собирал гербарии, коллекции всевозможных семян, старинных монет, открыток, иностранных марок. Душа и ум его жаждали всяких познаний и совершенства во всем, к чему он прилагал свои труды.

Летом 1919 года, между шестым и седьмым классом реального училища, Петр Сергеевич, стремясь получить более полное и разностороннее образование, прошел общеобразовательный триместр при Московской горной академии. В Можайске среди молодежи им был организован кружок «Самообразование», а при станции Тучково — любительский драматический кружок.

Окончив в 1920 году Можайское реальное училище, преобразованное в то время в единую трудовую школу второй ступени, Петр Сергеевич хотел поступить на медицинский факультет Московского университета, но этому помешала тяжелая болезнь отца: мать, бабушка, младшие сестра и брат оставались без кормильца. Зимой 1920–1921 года он начал учиться в школе телеграфа, но из-за необеспеченности семьи вынужден был оставить учебу. Летом 1921 года он крестьянствовал и зарабатывал шитьем обуви.

Отец после лечения в московской университетской клинике выздоровел, и 27 июля 1921 года Петр Сергеевич подал прошение о зачислении его на медицинский факультет Московского университета, в виде исключения, без вступительных экзаменов. По резолюции народного комиссара здравоохранения Н.А. Семашко, как способный юноша из бедной семьи, он был принят в число студентов 2-го МГУ.

В послереволюционные годы по инициативе Петра Сергеевича в Можайске был создан Союз христианской молодежи. Тогда уже имея глубокий сознательный интерес к вопросам веры, он так же серьезно изучал и новое язычество — марксизм «по программе университетской партийной школы». В то время от Петра Сергеевича еще были сокрыты пути Промысла Божия, и ему думалось, что последующая жизнь и он сам будут развиваться по им самим созданному плану, а не по произволению Божию.

«Творчески вдохновенный, порывный, — писал он в своем жизнеописании при поступлении в Московский университет, — сознаю я и чувствую близость цельности душевной… начинает формироваться и строго очерчиваться личность моя. Истоки вечной юности и радости открываются во мне».

Весной 1922 года Петр Сергеевич пережил посещение Божие: его постигла тяжелая нервная болезнь. Учеба была прервана, врачом ему было предписано полное воздержание от умственного труда на срок не менее полугода.

В болезни изменилось отношение Петра Сергеевича к земному миру, еще недавно представлявшемуся ему прекрасным и многоцветным, благодать Божия коснулась его сердца и подвигла его горняя мудрствовати и вышних искати. В страдании, причиненном болезнью, открылась ему красота Небесного мира, сокровища веры, которая объемлет все, и зародилось сильнейшее желание всем сердцем, душою и разумением служить единому Богу, Творцу всяческих. Под действием происшедшей в нем духовной перемены Петр Сергеевич, оставленный на второй год на первом курсе университета, уже не мог более помышлять о продолжении учебы в нем и будущей врачебной деятельности.

В это время состоялось его знакомство с Борисом Яковлевичем Эльбсоном, в 1924 году принявшим монашеский постриг с именем Андрей, а затем и рукоположение в священный сан. Общность духовных устремлений, единодушие и единомыслие связали их на всю жизнь.

Петр Сергеевич и Борис Яковлевич посещали храм во имя священномученика Ипатия Гангрского на бывшем Антиохийском подворье в Москве, где с 1922 года священствовал старший брат Бориса Яковлевича отец Стефан Эльбсон. Отец Андрей и отец Стефан, происходившие из лютеранской семьи, воспитывались в атмосфере светских интересов и полного безразличия к вере и Церкви, но вопреки этому, будучи сами боголюбивыми с детских лет, в юности приняли православие, а в 1920-е годы — священство. В Ипатьевском храме отец Стефан и отец Андрей «много и благоговейно служили и истово молились», оба они были «людьми повышенной духовной настроенности» и вскоре привлекли к себе общую любовь и почитание.

В июне 1925 года епископом Можайским Борисом (Рукиным) Петр Сергеевич был рукоположен целибатом во диакона и в том же 1925 году митрополитом Крутицким Петром (Полянским) — во иерея. В возрасте двадцати двух лет из путей, ведущих в Царствие Небесное, он избрал путь теснейший: жизнь безбрачную, молитвенную и созерцательную. До 1931 года, живя в Тучкове, отец Петр священствовал в бесприходных московских храмах: в 1925–1926 годах он служил на Антиохийском подворье, а с 1928 года по воскресным и праздничным дням вместе с отцом Андреем (Эльбсоном) совершал ранние литургии в храме Святителя и чудотворца Николая в Подкопаевском переулке. Он не стремился (а возможно, и не получил на это благословения) созидать церковную общину, но имел немногих преданных духовных детей.

По-видимому, в середине 1920-х годов отец Петр и отец Андрей стали духовно окормляться у преподобного Нектария Оптинского, принявшего их в число своих духовных чад. Тогда же они духовно сблизились с отцом Сергием Мечевым, настоятелем московского храма Святителя и чудотворца Николая в Кленниках.

Дочери отца Сергия запомнились посещения родительского дома во дворе маросейского храма отцом Петром и отцом Андреем. Весь их облик, священническое достоинство, с которым они держались, производили на ее детское сознание впечатление святости и прихода их из иного мира — мира очень любимых ею «триех отроков» в пещи, огнем горящей, и других лиц из богослужебного круга, тексты о которых запоминались ею наизусть с младенческих лет.

К концу 1920-х годов в помощь причту Николо-Кленниковского храма отец Петр стал служить в нем по мере надобности в будние дни. Службы его не были регулярными, но усердными прихожанами он воспринимался как маросейский священник и приобрел среди них духовных детей, в частности, Веру Смирнову и Антонину Черткову. В маросейском храме им был принят в ту пору в православие из старообрядчества профессор-химик Сергей Саввич Драгунов, всю жизнь сохранявший благоговейную память о нем.

По воспоминаниям знавших его, отец Петр был всегда благодушен, в движениях неспешен, от него веяло тишиной и миром душевным. Однажды Антонина и Ирина Чертковы, в день памяти дедушки священника, попросили отца Петра отслужить панихиду на Миусском кладбище. Отец Петр был ограничен во времени, куда-то очень торопился, и сестры не надеялись, что он сможет совершить службу по полному чину, но опасения их оказались напрасными. Всегда сознававший высоту свя¬щеннического служения, отец Петр никогда не руководился в нем соображениями житейскими и потому совершил панихиду неторопливо, по полному чину.

После ареста маросейского священника отца Бориса Холчева в феврале 1931 года отец Петр был принят в причт Николо-Кленниковской церкви и служил в ней весь Великий пост до своего ареста 14 апреля. Службы его были очень благостными; члены Николо-Кленниковской покаяльно-богослужебной семьи (так называл церковное братство священномученик Сергий Мечев) полюбили отца Петра и считали его благим приобретением для маросейской общины.

14 апреля 1931 года отец Петр был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму. Через неделю после ареста, 21 апреля, ему было предъявлено обвинение в том, что он «систематически вел антисоветскую агитацию и состоял в контрреволюционной организации "Истинно Православная Церковь"». 23 апреля отец Петр был допрошен уполномоченным ОГПУ, который записал с его слов приводимые ниже «показания по существу дела»:

«Я, Петриков Петр Сергеевич, родился в Можайске, происхожу из семьи железнодорожного служащего; отец мой был помощником начальника станции Тучково Белорусско-Балтийской железной дороги; до 1920 года я учился в школе 2-й ступени, после окончания которой поступил в школу телеграфа, где пробыл до 1922 года, с 1922 года по 1924 год учился в Московском государственном университете на медфаке. Примерно года с 1919-го у меня начался процесс религиозного перерождения, и к 1925 году [я] окончательно решил принять сан священника, который и принял в 1925 году. Священнослужительством я не занимался до 1931 года и только в марте месяце получил Николо-Кленниковский приход; в редких случаях, во время моего приезда в Москву, я сослужил в церкви бывшего Александрийского подворья, где священником был Эльбсон Борис Яковлевич. Эльбсона Бориса Яковлевича знаю с 1923 года, еще с того времени, когда учился во 2-м МГУ; Эльбсон в то время работал бухгалтером в каком-то учреждении и сан священника принял только в 1926 году.

Больше сказать ничего не могу».

5 июня 1931 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР отец Петр был приговорен к заключению в концлагере на трехлетний срок. Осужденных с ним вместе по одному следственному делу было до пятидесяти человек, и среди них был отец Андрей (Эльбсон), отправленный с отцом Петром также в Мариинский лагерь.

За отцом Петром в Сибирь последовала его мать Татьяна Михайловна и Вера Петровна Миронович. Зная отца Петра с первых лет его священнического служения, она в конце 1920-х годов стала его преданной духовной дочерью; все последующие годы жизни отца Петра Вера Миронович помогала ему материально и разделяла с ним тяготы жизни в ссылках.

Приехав в Мариинск в августе 1931 года, Вера Петровна с Татьяной Михайловной поселились рядом с концлагерем и имели свидания с отцом Петром. 17сентября 1931 года (по-видимому, по ходатайству родственницы Татьяны Николаевны Ростовцевой) дело отца Петра и отца Андрея было пересмотрено, и заключение в лагере было заменено им трехлетней ссылкой с ограничением права проживать в двенадцати крупных городах СССР и стокилометровой зоне вокруг них.

В середине октября 1931 года, после освобождения из лагеря, отец Петр и отец Андрей поселились в городе Муроме. В ноябре того же года Вера Петровна Миронович переехала из Москвы в Муром к отцу Петру и устроилась работать ретушером в местной фотографии. В Муроме общение отца Петра с отцом Андреем не прерывалось.

26 апреля 1932 года все они были арестованы и заключены под стражу в арестном помещении Муромского районного отдела ОГПУ. 10 мая отцу Петру был с предъявлено обвинение в том, что он состоит «активным членом контрреволюционной монархической организации церковников, ставившей своей задачей свержение советской власти». 3 июня 1932 года отец Петр был допрошен уполномоченным Муромского ОГПУ. На следствии он держался исповеднически, и на допросе собственноручно записал ответы на вопросы, заданные уполномоченным.

«Я — писал он, — священник единой Святой Соборной Апостольской Церкви, в частности, Московской Патриархии. Представителем Патриархии по городу Мурому (месту моего последнего жительства) — из иерархов — считаю епископа Макария Муромского, по Нижегородскому краю — митрополита Сергия Нижегородского (он же и Заместитель Местоблюстителя).

Веру Петровну Миронович знаю со времени поездки ее со мной в Сочи (года три-четыре тому назад). Видел ее и раньше в церкви, но до поездки в Сочи никаких бесед с ней не имел и знакомства не вел. Как мне помнится, на Ваганьковском кладбище просил я ее проводить меня в Сочи. Здоровье мое, очень плохое с самых ранних лет, ухудшавшееся с годами, к этому времени было крайне плохо: было даже так, что я падал без сознания пять-шесть раз в вечер (в доме родителей, при них). Я и просил В. П. Миронович проводить меня на юг, где жил я более месяца. После этой поездки бывал я у нее и она у меня (несколько раз). После моего возвращения из Сибири, приблизительно через месяц, В. П. Миронович приехала в город Муром. Здоровье мое было очень плохо, и Миронович пожелала принять участие в моей жизни, помогая мне материально и заботами обо мне. За несколько недель перед арестом я был принужден обратиться к врачу, так как еле ходил по комнате. Врач Дементьев в городе Муроме нашел у меня много заболеваний: злостный невроз сердца (истероневроз, как он выразился), фиброзное состояние легких (говорит, был активный процесс), хронический катар гортани и злостный бронхоаденит, и еще что-то, названий не помню.

Эльбсона знаю с года 1924-го. Видел его с того времени в храме бывшего Антиохийского подворья. Был несколько раз у него на квартире в Казенном переулке (в городе Москве). Изредка, приезжая со станции Тучково в Москву, служил в храме, где служил Эльбсон. Направляясь в Сибирь, мы ехали в одном этапе (в одном вагоне). Вскоре после моего приезда в Муром приехал туда же и Эльбсон. В Муроме изредка бывал у него, ходили вместе в баню, пока врач не запретил мне туда ходить.

Елену Сергеевну Ильину знаю по рассказам Татианы Николаевны Ростовцевой. До Мурома никогда ее нигде не видал. В Муроме видел ее в доме, где жил Эльбсон, так как и она жила в том же доме. Знакомства с Ильиной не вел.

Татиана Николаевна Ростовцева мне родственница по мужу. Познакомился я с ней вскоре после принятия мною сана. Виделся с ней очень редко, бывая у них. В городе Муроме несколько раз был у нее; она читала мне вслух Достоевского — "Игрок" и "Село Степанчиково" (осталось недочитано).

Дроздова увидел в первый раз 27 апреля 1932 года в камере в городе Муроме после моего ареста. До 27 апреля 1932 года знаком с ним не был и его нигде не видел.

Имя и фамилию Траковской Александры слышу впервые. Кто это такая, я не знаю.

В городе Муроме близких знакомых у меня нет. Есть дальняя родственница (степени родства я даже и не знаю) Любовь Ефимовна Русакова (живет рядом с типографией).

Из моих родственников и близких знакомых за границей никого не имеется. С заграницей никаких связей у меня не было и не имеется.

Шифров никаких не знаю (и никакими шифрами никогда не пользовался).

Богослужений у меня на квартире никогда не совершалось (и участия в них никто не принимал).

Власть признаю, как говорят, не за страх, а за совесть. Всегда исполнял все касавшиеся меня законоположения, не знаю ни одного случая нарушения мною таковых. Пользуюсь свободой верить во что мне угодно по Основному закону страны — Конституции. Во всем происшедшем в нашей стране вижу пути Промысла Божиего, всегда ведущего нас во благое, дарующего всегда нам полезное.

Красная Армия — армия, защищающая нашу страну, страну, подданным которой я являюсь. Если буду призван сейчас, буду служить в тылу, потому что я являюсь сейчас тылоополченцем. Если я (хотя и служитель культа) буду призван наравне со всеми гражданами СССР, буду служить наравне со всеми в войске.

Существовал я на материальную поддержку родителей, с которыми и жил, на поддержку материальную от Веры Петровны Миронович (последние года три), а также распродавал, что мог продать: библиотеку, коллекцию открыток, монографии, ат¬ласы, гербарии.

Не знаю за собой ни одного факта антисоветской агитации. Ни в каких контрреволюционных организациях никогда не состоял и сейчас не состою.

По существу изъятых у меня при обыске писем показываю: одно письмо написано мною из Мурома в Москву Вере Петровне Миронович во время моего заболевания (письмо показывает ей, какая у меня температура и какой у меня пульс). Написано было за несколько недель до ареста. Миронович ездила в Москву на похороны тети своей Веры. (Письма первое и второе изорваны мною. Миронович письмо по приезде ее из Москвы, а второе не знаю когда. Валялись в углу в мусоре.)

Другое письмо от Крупновой из Москвы мне. Письмо показывает само, что Крупнову я знаю очень плохо. "А я подумала, а помните ли Вы меня и потому пойме¬те ли, от кого это письмо" — стоит в письме. Насколько я помню, автор этого письма был у меня на исповеди (я служил на приходе как раз пост Великий). Чем Крупнова служит и где, не знаю. Живет в Черкизове. Имени и отчества ее не знаю.

Письмо от 4 апреля 1932 года за подписью: "Твоя мама" — письмо ко мне моей матери Татианы Михайловны Петриковой. Фигурирующие в письме лица: Женя — это будет мой брат Евгений Сергеевич Петриков, тринадцати лет; учится, живет при родителях.

Письмо за подписью: "Нина" (от 29 февраля) — письмо моей сестры Нины Сергеевны (вышла замуж в прошлом году). Живет сейчас в Москве. Макар — это муж сестры. Отчества и фамилии его не знаю, так как она вышла замуж после моего ареста в 1931 году.

Адрес: Баку-7, Арменекенд, Нагорная, 221, квартира 46 — это адрес того гражданина, у которого я жил в Сочи, когда туда ездил года три тому назад. Фамилия его Яшин Никита Георгиевич.

Адрес: улица Кропоткина, Хрущевский переулок, дом 3, квартира 8; Фибих для М. Н. Соколовой — адрес Марии Николаевны Соколовой, средних лет; она была моей соседкой по квартире в Тучкове. Портниха, переехала в Москву не знаю когда.

Адрес: Москва, Центр, Фурманный переулок, дом 20, квартира 6 — не знаю, чей адрес.

Церковь — "не от мира сего". Мои интересы — интересы чисто духовные: получение благодати и приобретение совершенств, какими обладает Бог, в Которого верю. Вопросами политики никогда не занимался и в политических вопросах не разбираюсь. Власти подчиняюсь по совести и готов пожертвовать для нее всем, чем только могу, если это будет нужно, только верой в Бога не могу пожертвовать никому, если когда-либо кто-либо будет этого требовать. От разговоров на политические темы прошу меня освободить, так как в этих вопросах я ничего не понимаю. Разницу между прежней властью и теперешней»3.

17 августа 1932 года следствие было прекращено, и отец Петр, отец Андрей и Вера Петровна Миронович были освобождены.

В июне 1936 года, после окончания срока ссылки, отец Петр с Верой Петровной переехали из Мурома в Можайск и поселились в доме супругов Матвеевых на Красноармейской улице. В части дома, отдаваемой в наем жильцам, был отдельный вход. Здесь отец Петр устроил домовую церковь и совершал в ней богослужения; Вера Петровна за богослужениями пела и читала. На эти службы приезжали из Москвы духовные чада отца Петра и приходил живший в то время в Можайске иеромонах Александр (Ильин).

Гонения на христиан усиливались, и в 1937 году начались массовые аресты священнослужителей и мирян.

10 апреля 1937 года был арестован отец Петр, а на следующий день — Вера Петровна Миронович; еще ранее, 23 февраля, был арестован иеромонах Андрей (Эльбсон). Отец Петр был обвинен в том, что является «участником контрреволюционной церковно-нелегальной организации», а также «руководителем Можайского филиала», в организации тайной домовой церкви у себя на квартире, «где периодически собирались его единомышленники из города Москвы и других мест».

Отца Петра допрашивали 11 и 13 апреля и 10 мая. Приводимые ниже его ответы были записаны следователем:

— Гражданин Петриков, где Вы в данное время служите?

— Я, Петриков Петр Сергеевич, по состоянию своего здоровья нахожусь в данное время без определенных занятий.

— Будучи без определенных занятий, на какие же Вы средства существуете?

— Источником к существованию у меня служит помощь, получаемая мной от гражданки Миронович Веры Петровны и моей матери Татьяны Михайловны.

— От кого Вы из своих почитателей еще получаете денежную помощь?

— Денежной помощи я больше ни от кого не получаю.

— Перечислите своих знакомых, проживающих в городе Москве.

— Знакомых, проживающих в городе Москве, у меня нет.

— Когда Вы были последний раз в городе Москве и у кого?

— Последний раз в городе Москве я был в сентябре месяце на Даниловском кладбище на могиле отца, в этот день я ни к кому не заходил.

— Вы Шика Михаила Владимировича знаете?

— Шика Михаила Владимировича я не знаю.

— Вы даете ложные показания. Шика Михаила Вы знаете, последний несколько раз был у Вас в городе Можайске. Почему Вы это скрываете от следствия?

— Я утверждаю, что Шика Михаила не знаю. <…>

— Когда и при каких обстоятельствах Вы познакомились с монахом Эльбсоном Андреем?

— Монаха Эльбсона Андрея я знаю с 1931 года, познакомился я с ним на этапе и вместе с ним отбывал меру социальной защиты в городе Муроме, и изредка бывали друг у друга на квартирах.

— Когда в последний раз Вы встречали монаха Эльбсона и где?

— Последний раз я с Эльбсоном Андреем встречался в конце января или начале февраля месяца 1937 года в городе Можайске, он приезжал ко мне.

— Объясните цель посещения Вас монахом Эльбсоном.

— Эльбсон Андрей приезжал ко мне узнать о состоянии моего здоровья.

— Воспроизведите характер разговора, который происходил у Вас с Эльбсоном?

— Я Эльбсону говорил, что у меня положение в здоровье ухудшается. Эльбсон в связи с этим выразил мне соболезнование, других разговоров у меня с ним не было.

— Вы даете ложные показания. Из показаний Эльбсона очевидно, что последний был у Вас в связи с некоторыми происшедшими изменениями в вашем духовном мире и что на эту тему он с Вами вел беседу. Почему Вы это скрываете от следствия?

— Я утверждаю, что с Эльбсоном имел разговор только касающийся состояния моего здоровья.

— Вы монаха Ильина Александра знаете?

— Монаха Ильина Александра Михайловича я не знаю. <…>

— Сколько раз Вы арестовывались?

— Два раза.

— За что Вы привлекались?

— Первый раз я арестовывался в 1931 году по статье 58-й пункту 10-му, был присужден к трем годам концлагеря, где я пробыл три месяца, и затем дело было пересмотрено, и я был выслан без прикрепления «минус двенадцать». Второй раз я был арестован в городе Муроме и, просидев в тюрьме три-четыре месяца, был освобожден.

— Давно ли Вы знаете монаха Эльбсона и где Вы с ним познакомились?

— Монаха Эльбсона я знал как служителя религиозного культа примерно с 1929 года, но ближе я его узнал, когда мы отбывали «минус двенадцать» в городе Муроме, где мы с ним виделись, но редко.

— Как часто Вы встречались с Эльбсоном при жительстве в Можайске?

— Один раз. В начале 1937 года. Я же к нему в Киржач не ездил.

— Вы говорите неправду, следствие располагает данными о том, что и Вы у Эльбсона были в городе Киржаче. Дайте откровенные показания по этому вопросу.

— Я еще раз подтверждаю, что из города Можайска я к Эльбсону в Киржач не ездил, а весной 1936 года при моей поездке из Мурома в Можайск искать квартиру для переезда я заезжал в Киржач к Эльбсону.

— Кто Вас посещал в городе Муроме?

— Родные посещали, иногда Эльбсон заходил, моя родственница Ростовцева Т.Н., которая недолгое время проживала в Муроме. Возможно, кто и еще посещал, но я не помню.

— Назовите ваших общих знакомых с Эльбсоном.

— Ростовцева Т.Н., Миронович В. П., более я никого не помню.

— Кто Вас посещал в городе Можайске?

— Родные, был один раз Эльбсон, священник Александр Михайлович, житель города Можайска, более я никого не помню.

— На какие средства Вы существовали, нигде не работая и не получая пенсии?

— Я не работал, так как по болезни к профтруду не способен. Пенсию я не получаю как служитель религиозного культа. О моей инвалидности имеется в деле документ райздравотдела. Существовал я на помощь экономическую и физическую со стороны Миронович В. П. и моей матери.

— По каким причинам Миронович принимает такое участие?

— По своему личному желанию и по просьбе моей матери, так как последняя связана с семьей и жить со мной не может.

— При ваших встречах с Эльбсоном велись ли на политические темы беседы?

— При встречах с Эльбсоном на политические темы у нас бесед не было.

— Вы даете ложные показания. Следствие располагает данными о том, что при встречах с Эльбсоном у вас бывали беседы на политические темы во враждебном духе. Дайте правдивые показания по этому вопросу.

— Я подтверждаю, что при встречах с Эльбсоном у нас бесед на политические темы не было. <…>

— Обвиняемый Петриков, Вы предупреждаетесь о том, что следствие объявляет Вам об окончании следствия по Вашему делу. Имеете ли Вы чем дополнить следствие?

— После объявления мне об окончании следствия по моему делу дополнить следствие ничем не имею.

Отец Петр был обвинен по ложным показаниям на него, данным двумя священниками, и 26 сентября 1937 года тройкой при УНКВД СССР по Московской области приговорен к расстрелу. 27 сентября, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, отец Петр принял мученическую кончину и был погребен в безвестной могиле на Бутовском полигоне под Москвой.

ЖИТИЕ СОСТАВИЛА старший научный сотрудник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета Ирина Ивановна Ковалева


Иеромонах Андрей (Эльбсон)
НАШИ КОНТАКТЫ

+7 (495) 624 -97-72

podkopai-pochta@mail.ru

Мы в социальных сетях: