Досто́йно есть я́ко вои́стину блажи́ти Тя, Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу Тя велича́ем.
Поистине достойно прославлять Тебя, Богородицу, всегда блаженную и непорочную и Матерь Бога нашего. Ты достойна большей почести, чем Херувимы, и по славе Своей несравненно выше Серафимов, девственно Бога-Слово родившую, и как истинную Богородицу мы Тебя величаем. В период от Пасхи до Вознесения вместо «Достойно есть» на общественных и келейных богослужениях поется задостойник Пасхи (https://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-ko-presvyatoj-bogorodice.html#angel-vopijashe). (https://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-ko-presvyatoj-bogorodice.html#angel-vopijashe)
«Достойно есть…» – одна из наиболее известных молитв Богородице. Она состоит из двух частей, написанных разными гимнографами. Более древней частью является 2-я половина: «Честнейшую Херувим…». Она является ирмосом 9-й песни трипеснца Великой Пятницы, который написан знаменитым гимнографом VIII века преподобным Космой Маюмским. 1-я часть молитвы: «Достойно есть… Матерь Бога нашего» – представляет собой величание, происхождение которого афонское предание относит к концу X века. Суть предания такова: недалеко от Кареи (административный центр Св. Горы) подвизались старец и его послушник. Однажды старец ушел на воскресное всенощное бдение в Карею, а к его послушнику пришел неизвестный инок. Вместе они рано утром стали петь утреню и, когда пришло время петь «Честнейшую херувим», неизвестный пропел величание «Достойно есть…». Послушник был восхищен красотой песнопения и попросил записать текст; гость записал эти слова на каменной плите. Затем он исчез, после появилось предание, что этим гостем был Архангел Гавриил.
В современном богослужении «Достойно есть…» употребляется в следующих службах:
1. На утрене по 9-й песни канона (только на вседневном богослужении и кроме случаев предпразднства/попразднства)
2. На повечерии по 9-й песни канона (кроме предпразднства Рождества Христова и Богоявления, также кроме Страстной седмицы и первых четырех дней 1-й седмицы Великого поста).
3. На литургии во время Евхаристического канона (после «Тебе поем…» и возгласа священника «Изрядно о Пресвятей…»).
4. На великопостном богослужении в конце вечерни (если нет литургии Преждеосвященных Даров) или в конце изобразительных (если есть литургия Преждеосвященных Даров). В этих случаях «Достойно есть делится пополам и исполняется так: диакон: «Премудрость», хор: «Достойно есть …» до половины, священник: «Пресвятая Богородице, спаси нас», хор: «Честнейшую Херувим…»