Новости храма святителя Николая Мирликийского в Подкопаях

Фотографии-Всенощное бдение. Благовещение Пресвятой Богородицы

Название праздника указывает на какое-то особое, неслыханное ранее «радостное известие», прозвучавшее единожды в мировой истории. Этим и объясняется отсутствие у праздника уточняющего смысл подзаголовка (особенно в обиходной речи): произнося одно лишь слово «Благовещение», мы не боимся быть неверно понятыми, ибо «радостных известий» было много, но Благовещение случилось лишь однажды. Таким образом, название праздника «Благовещение Пресвятой Богородице» буквально означает: «Радостная весть [сообщенная] Пресвятой Богородице». Какая же радостная весть составляет существо праздника? Кто был вестником?

Из Евангелия от Луки (ибо только он описывает данное событие) мы узнаём, что немногим более двух тысяч лет тому назад в маленьком палестинском городке Назарете совершилось превосходящее наше разумение событие — природа Бога соединилась с природой человека. Здесь жила скромная подданная римского императора Августа, юная Мария, к тому времени сирота. Она происходила из династии царя Давида, к которой принадлежал и Иосиф, хранитель девства Марии, пожилой вдовец, которому Она была обручена во исполнение традиции, воспрещавшей добродетельной женщине оставаться одинокой. Иосиф был беден, разумеется, не афишировал свое происхождение (это было смертельно опасно!) и вел жизнь простого ремесленника.

Можно представить чувства юной Девы, Которой, во время отсутствия Иосифа, вдруг зримо предстал небесный вестник, ангел Гавриил.

«Ангел, войдя к Ней, сказал:

"Радуйся, Благодатная! С Тобою Господь!"

Но Она сильно смутилась от его слов и стала раздумывать, что же значит такое приветствие. И сказал Ей ангел:

"Не страшись, Мариам,

ибо Ты обрела милость у Бога:

и вот, Ты зачнешь и родишь Сына,

и наречешь Ему имя: Иисус.

И будет Он велик,

и назовут Его Сыном Всевышнего." <…>

И сказала Мариам ангелу:

"Как же будет это, если Я не знаю мужа?"

И ангел сказал Ей в ответ:

"Дух Святой сойдет на Тебя,

и Сила Вышнего осенит Тебя,

потому Дитя Твое будет свято

и наречется: Сын Божий."<…>

Тогда Мариам сказала:

"Пред тобою раба Господня; да будет со Мною, как ты сказал."

И удалился от Нее ангел» (Лк.1:28-32, Лк.1:34-35, Лк.1:38).

О совершившемся в эти мгновения таинстве трудно говорить: любые слова кажутся непростительной дерзостью. Здесь пристало только благоговейное созерцание тайны: «удобее молчание» (приличествует молчание), как поется в одном из богородичных гимнов.

Постараемся лишь понять: то, что занимает несколько строк евангельского повествования, подготавливалось всей историей ветхозаветного человечества, и в диалоге ангела и Девы Марии эта история обрела свой смысл и долгожданное завершение. Ветхий завет (что значит буквально «древний союз», «старый договор») Бога с человеком, имевший характер подготовительный и временный, отныне сменяется новым союзом со всем человечеством и на все времена.
Фотоотчеты