Новости храма святителя Николая Мирликийского в Подкопаях

Фотографии-Литургия. Память Григория Паламы

Фаво́рский Свет (греч. – Θαβωριον Φως) – (также божественный, нетварный, присносущный свет):

1) свет Божественной славы, которым просиял Господь Иисус Христос при преображении на горе Фавор («просияло лице Его, как солнце, одежды Его сделались белы, как свет» – Мф.17:2; Мк.9:3 и Лук.9:29);
2) нетварный Божественный свет, созерцаемый православными подвижниками (на высших ступенях молитвенного делания).
Явленный Господом Фаворский свет не есть ни сущность Божия, ни тварь, но энергия сущности. Фаворский свет – «не есть ни тварь, ни сущность Бога, но – нетварная, естественная благодать, воссияние и энергия, нераздельно и вечно происходящая от самой божественной сущности» («Синодик Торжества Православия» § 1).
Фаворский свет есть свет нетварный, поскольку «всякая естественная сила и энергия триипостасного Божества нетварна» (§ 3). Фаворский свет как нетварное действие Божие и есть Сам Бог, ибо «Имя «Божество» относится не только к сущности Божией, но и к энергии, т.е. энергия Божия тоже есть сам Бог» (§ 5).
Спор между Варлаамом Калабрийским и Григорием Паламой касался природы божественных энергий и возможности их познания.
Варлаам утверждал, что энергии Бога тварны и служат лишь символами общения с человеком, исключая истинное богообщение. Григорий Палама учил, что энергии Бога нетварны и совечны Его сущности, через них человек может познавать Бога.
Константинопольский Собор 1351 года признал учение Григория Паламы ортодоксальным. Его аргументы легли в основу понимания Фаворского света и богообщения в Православии. Цель сочинения — кратко изложить, во что следует верить и что отвергать. Догматы изложены также в порядке Никейско-Константинопольского символа веры.
Фото