🎶О чем поют ирмосы рождественского канона?!
Декабрь для православных христиан — это месяц, когда начинается активная подготовка к одному из самых светлых и знаменательных праздников церковного календаря — Рождеству Христову. Именно в это время в богослужениях начинают звучать особые тексты, провозглашающие о грядущем празднике. Одними из наиболее заметных среди них являются ирмосы праздничного рождественского канона «Христос рождается…». Они впервые звучат на Всенощном бдении в праздник Введения Пресвятой Богородицы и возвещают о приближении рождественской радости.Существует два рождественских канона, созданные в VIII веке великими церковными поэтами-гимнографами Космой Маюмским и его братом, Иоанном Дамаскиным. Ирмосы первого канона, написанные Космой Маюмским, «Христос рождается», наиболее известны верующим, так как они часто используются в богослужениях. Их поют каждую субботу вечером, начиная с праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы и до самого Рождества, а также ежедневно в течение всего времени Святок. Это подчеркивает неразрывную связь между событием Введения — началом подготовки Богородицы к Ее будущей миссии — и рождением Спасителя. В рождественский пост ирмосы часто исполняются как катавасия, завершающая каждую песнь канона. Термин «катавасия» означает «схождение». В прежние времена, в момент исполнения этого текста хоры сходились вместе и пели особенно торжественно. Сегодня эта практика почти утрачена, но катавасия продолжает выполнять важную функцию, как бы «закрывая» или завершая каждую песнь. Напомним, что канон поется во время утрени, которая является второй частью вечерней службы. На создание величественных текстов канона великого Космы вдохновила праздничная проповедь святителя Григория Богослова — «Слово на Богоявление, или на Рождество Спасителя». Изначально эти события отмечались как единый праздник в один день, и поэтическое начало этого Слова легло в основу ирмоса первой песни канона.
Песнь 1
Христос раждается — славите, / Христос с Небес — срящите. / Христос на земли — возноситеся. / Пойте Господеви, вся земля, / и веселием воспойте, людие, / яко прославися.
Песнь 3
Прежде век от Отца рожденному нетленно Сыну / и в последняя от Девы / воплощенному безсеменно, / Христу Богу возопиим: / вознесый рог наш, / свят еси, Господи.
Песнь 4
Жезл из корене Иессеева / и цвет от него, Христе, / от Девы прозябл еси, / из горы, Хвальный, приосененныя чащи, / пришел еси, воплощся от Неискусомужныя, / Невещественный и Боже: / слава силе Твоей, Господи.
Песнь 5
Бог сый мира, Отец щедрот, / Великаго Совета Твоего Ангела, / мир подавающа, послал еси нам: / тем, Богоразумия к свету наставльшеся, / от нощи утренююще, / славословим Тя, Человеколюбче.
Песнь 6
Из утробы Иону младенца изблева морский зверь, / якова прият, / в Деву же всельшееся Слово / и плоть приемшее пройде сохраншее нетленну. / Егоже бо не пострада истления, / Рождшую сохрани неврежденну.
Песнь 7
Отроцы, благочестию совоспитани, / злочестиваго веления небрегше, / огненнаго прещения не убояшася, / но, посреде пламени стояще, пояху: / отцев Боже, благословен еси.
Песнь 8
Чуда преестественнаго / росодательная изобрази пещь образ: / не бо, яже прият, палит юныя, / яко ниже огнь Божества Девы, / в Нюже вниде утробу. / Тем воспевающе, воспоем: / да благословит тварь вся Господа / и превозносит во вся веки.
Песнь 9
Таинство странное вижу и преславное: / Небо — вертеп, Престол Херувимский — Деву, / ясли — вместилище, / в нихже возлеже Невместимый — Христос Бог, / Егоже, воспевающе, величаем.
https://hotplayer.ru/?s=%D0%B8%D1%80%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%8B%20%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%BD%D0%B0%20%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0%20%D1%85%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0&ysclid=m4fpsolosb452726411
Декабрь для православных христиан — это месяц, когда начинается активная подготовка к одному из самых светлых и знаменательных праздников церковного календаря — Рождеству Христову. Именно в это время в богослужениях начинают звучать особые тексты, провозглашающие о грядущем празднике. Одними из наиболее заметных среди них являются ирмосы праздничного рождественского канона «Христос рождается…». Они впервые звучат на Всенощном бдении в праздник Введения Пресвятой Богородицы и возвещают о приближении рождественской радости.Существует два рождественских канона, созданные в VIII веке великими церковными поэтами-гимнографами Космой Маюмским и его братом, Иоанном Дамаскиным. Ирмосы первого канона, написанные Космой Маюмским, «Христос рождается», наиболее известны верующим, так как они часто используются в богослужениях. Их поют каждую субботу вечером, начиная с праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы и до самого Рождества, а также ежедневно в течение всего времени Святок. Это подчеркивает неразрывную связь между событием Введения — началом подготовки Богородицы к Ее будущей миссии — и рождением Спасителя. В рождественский пост ирмосы часто исполняются как катавасия, завершающая каждую песнь канона. Термин «катавасия» означает «схождение». В прежние времена, в момент исполнения этого текста хоры сходились вместе и пели особенно торжественно. Сегодня эта практика почти утрачена, но катавасия продолжает выполнять важную функцию, как бы «закрывая» или завершая каждую песнь. Напомним, что канон поется во время утрени, которая является второй частью вечерней службы. На создание величественных текстов канона великого Космы вдохновила праздничная проповедь святителя Григория Богослова — «Слово на Богоявление, или на Рождество Спасителя». Изначально эти события отмечались как единый праздник в один день, и поэтическое начало этого Слова легло в основу ирмоса первой песни канона.
Песнь 1
Христос раждается — славите, / Христос с Небес — срящите. / Христос на земли — возноситеся. / Пойте Господеви, вся земля, / и веселием воспойте, людие, / яко прославися.
Песнь 3
Прежде век от Отца рожденному нетленно Сыну / и в последняя от Девы / воплощенному безсеменно, / Христу Богу возопиим: / вознесый рог наш, / свят еси, Господи.
Песнь 4
Жезл из корене Иессеева / и цвет от него, Христе, / от Девы прозябл еси, / из горы, Хвальный, приосененныя чащи, / пришел еси, воплощся от Неискусомужныя, / Невещественный и Боже: / слава силе Твоей, Господи.
Песнь 5
Бог сый мира, Отец щедрот, / Великаго Совета Твоего Ангела, / мир подавающа, послал еси нам: / тем, Богоразумия к свету наставльшеся, / от нощи утренююще, / славословим Тя, Человеколюбче.
Песнь 6
Из утробы Иону младенца изблева морский зверь, / якова прият, / в Деву же всельшееся Слово / и плоть приемшее пройде сохраншее нетленну. / Егоже бо не пострада истления, / Рождшую сохрани неврежденну.
Песнь 7
Отроцы, благочестию совоспитани, / злочестиваго веления небрегше, / огненнаго прещения не убояшася, / но, посреде пламени стояще, пояху: / отцев Боже, благословен еси.
Песнь 8
Чуда преестественнаго / росодательная изобрази пещь образ: / не бо, яже прият, палит юныя, / яко ниже огнь Божества Девы, / в Нюже вниде утробу. / Тем воспевающе, воспоем: / да благословит тварь вся Господа / и превозносит во вся веки.
Песнь 9
Таинство странное вижу и преславное: / Небо — вертеп, Престол Херувимский — Деву, / ясли — вместилище, / в нихже возлеже Невместимый — Христос Бог, / Егоже, воспевающе, величаем.
https://hotplayer.ru/?s=%D0%B8%D1%80%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%8B%20%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%BD%D0%B0%20%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0%20%D1%85%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0&ysclid=m4fpsolosb452726411